Путешествие как духовная практика. парусная кругосветная экспедиция "Благовестие"
Свершилось! Вчера 11 августа 2013 г. в 16.30 мы бросили якорь в бухте академия, поселок Пуэрто Айора (Puerto Ayora), остров Санта Круз (Santa Cruz), Галапагосские острова, Эквадор, Южная Америка. Произошло то, к чему мы неистово стремились долгие семь лет!
Состояние амбивалентное: хочется писать пафосно, а внутри некая обездвиженность.. Так бывает, когда долго стремишься к некоей цели, а, достигнув ее, осознаешь, что на самом пути к ней все было ясно и осмысленно, а вот теперь неизвестно, что делать с этим самым достигнутым. Суть нашей ситуации сейчас в том, что, похоже, изменился наш, так сказать, онтологический статус, кардинальная жизненная диспозиция: мы перестали быть просто живущими на воде, а стали морскими путешественниками.
Здесь стоит вспомнить нашу причудливую историю. В 2006 году в нашей жизни произошел непредвиденный, агрессивный и насильственный аборт: прервалось наше кругосветное путешествие на катамаране Благовест. Путешествие, в подготовку и проведение которого я инвестировал на тот момент более пятнадцати лет своей жизни и ради которого свернул многие иные потенциальные и привлекательные линии своей судьбы.. В чем-то ради этого путешествия я приостановил на многие годы исполнение генеральной миссии своей жизни, к которой меня готовила судьба, и ради которой, возможно, я и был послан на эту землю.
Аборт был столь чудовищный в нравственном, смысловом, да и просто событийном, жизненном смысле, что для нас с Наташей он стал как бы пережитой катастрофой или войной, но не честной и прямой, а подлой и вероломной.. Вся моя личная смысловая сфера, заточенная на долгие годы кругосветного путешествия, которое для меня оказалось уничтоженным, была порушена. Эта травма породила в нас некое генеральное недоверие к людям, ожидание подставы. Долгие годы после этого мы жили с этим, выдавливая яд по капле.. Эта ситуация была как неистовое стремление будущей матери, внезапно потерявшей ребенка, обрести его вновь; как неспособность и неготовность такой матери жить без этого потерянного ребенка.. Что может сделать мать в такой ситуации, если образовавшаяся пустота ее жизни не дает ей далее существовать? Если какие-либо средства типа психотерапии или переключения на что-то иное не работают, остается только зачать нового ребенка или взять приемыша..
Так же примерно произошло и со мной. После того, что мы называем «караблекрушение», хотя это, конечно, вовсе не было таковым (скорее это было «другокрушение»), нам, возможно, надо было отступить. Вернуться в Россию, найти работу, попытаться возобновить реализацию своих других многочисленных талантов и интересов.. Однако, в той ситуации, в январе 2006 года в невероятно красивой и гостеприимной колумбийской Картахене, в центре магического региона Карибских островов, Южноамериканских джунглей и Тихого океана под боком я просто не смог так сделать. Возможный возврат в Россию воспринимался мной как полный крах собственной жизни, после которого нет ни прощения, ни восстановления. Только продолжение путешествия - любой ценой – было для меня вариантом.
Тогда мы приняли решение купить собственную яхту и продолжить. К сожалению, в той ситуации – без денег, без испанского языка, с двухмесячным младенцем-первенцем на руках, это означало во многом – покупка первой попавшейся яхты. Желающие стартовать в кругосветку обычно имеют время подкопить денег, присмотреть судно, подучиться.. У нас ничего такого не было. Всю сумму, весьма немалую для российского человека жившего обычной жизнью т.е. не вора и не бизнесмена, надо было собрать сразу. Яхту надо было брать из тех, что стояли в яхт-клубе, где мы в тот момент оказались. Время на все про все было ограничено ничтожным сроком, оставшимся от уже использованного по туристической визе.. И кара за срыв сроков была реальной: конфискация яхты и депортация.
Мы обошли марину и осмотрели стоявшие на продажу четыре яхты.. Представьте, что если бы вам предложили осмотреть стоявшие рядышком четыре космических челнока и выбрать себе один.. Так было со мной. Дело в том, что на тот момент я – никогда - не видел вблизи ни одной яхты.. Весь мой пятнадцатилетний опыт был на самопостроенном и самооснащенном катамаране Благовест. Тысячи деталей и узлов, составляющих обычную, серийную яхту были мне принципиально неизвестны: ни конструкция корпуса и внутренних помещений, ни мотор, ни мачта с такелажем, ни электроника…, ни-че-го. Это было весьма забавно: после пятнадцати лет связи с путешествием, из них к тому времени около четырех лет в море, я осознал себя полным чайником. Я мечтал иметь опыт хотя бы одного(!) выхода на чартерной или любой другой обычной яхте.. Хотя бы нескольких дней нахождения на такой яхте, чтобы порассматривать ее узлы и детали.. Хотя бы нескольких часов беседы с кем-то, чтобы порасспросить, что д.б. на яхте и как оно работает… Но, увы, таких вариантов у меня не было..Я ни разу не видел вблизи ни один мотор, 12 вольтовая электросистема, как, впрочем, и сама идея электричества, были мне известны на уровне троешного курса школьной физики. Понятие о такелаже, шкотах, фалах, крутящих их лебедках, талрепах, а также о помпах, газовых плитах, винтах и т.д. также было на нуле..
Зато была задача: выбрать яхту, которая станет нашим годом на долгие годы, и на которой надо будет пройти оставшиеся до дома более чем полмира.. Как такую задачу решать?
Самое простое – найти консультантов, понимающих в вопросе! По какой-то причине мы не смогли таких привлечь в той ситуации. Это довольно странно, если учесть, что мы находились в одном из центров мирового яхтинга, где было несколько boatyards и множество яхтсменов.. Думаю, ответ в нашем тогдашнем состоянии.
Мы испытывали гремучую смесь разных сложных чувств: в первую очередь, неконструктивных – страха, обиды и стыда. Нам было крайне неудобно перед всем миром за события нашего «аборта» и мы хотели все это скрыть. Нам довлело, возможно, совершенно неадекватное намерение: сделать так, чтоб образ русских вообще, наших прежних компаньонов и яхтсменов в частности никак не пострадал.. Кроме того в нас ожил некий советский и постсоветский менталитет: до этого мы были участниками коллективного Проекта и наш катамаран, как мы ощущали, был собственностью коллектива, а теперь мы, как самые настоящие буржуи, покупали свою частную яхту.. Как не странно, это меняло внутреннюю ситуацию. Сейчас для нас владеть яхтой вполне естественно (странно, скорее, ей не владеть), но тогда для меня было правильным гордо сообщать всем, что катамаран принадлежит Проекту (наши соплаватели, однако посчитали иначе) и иметь сложности ассоциации себя с покупателем и владельцем яхты. Возможно, нужно было бы какое-то время, чтобы привыкнуть к такой мысли и диспозиции, мечтать об этом, примеривать некоторое время на себя.. А здесь все произошло сразу, как будто вам, скромному клерку, сообщили, что внезапно вы стали владельцем завода с тысячами рабочих.. Как бы то ни было, мне было непросто обсуждать всю эту ситуацию с людьми. Мы внезапно остались в почти полной изоляции и сами закрылись, стиснув зубы, еще болише. Кроме того наличествовала серьезная гордыня, и мешала обратиться за помощью мысль о собственной должной уже сформироваться «компетентности»: ведь я же уже скоро двадцать лет связан с лодками и одну из них многие годы строил, плюс уже много лет на лодке плаваю.. Как же я могу тогда не понимать в яхтах???
Так или иначе, я не смог проявить смирение и найти консультантов, и всю работу по оценке вариантов яхты мы проделали сами. Мы использовали самый нетехнический критерий: возьмем яхту на все имеющиеся средства – побольше размером, психологически для нас покомфортнее, а потом как-нибудь со временем доделаем ее (если строили с нуля, чего не доделать-то?). На катамаране, как выяснилось позже, мы обходились довольно скромным набором оборудования и даже понятия не имели, что есть и как работает на обычной серийной яхте. Результат оказался таков: мы выбрали яхту, на которой так много чего не было, что мы тогда в Картахене не поняли, что потребуется много лет и невероятное количество материальных, временных и пр. ресурсов, чтоб сделать то, что мы приобрели судном. Мы купили плавучий дом, где большинство систем не функционировали и нуждались в замене и кап. ремонте, а некоторые по до сих пор непонятной мне причине, не были даже изначально проинсталлированы. До сих пор мы ходим на другие яхты и возвращаясь, плачем..
При этом у нас был вариант купить маленькую, но полностью готовую и ходкую лодочку, где мы бы только заливали в баки соляру и быстро ходили бы, куда хотели.. Кто знает, как сложилась бы тогда наша судьба? Возможно, мы проплыли бы Галапагосы много лет назад и сейчас уже были где-нибудь в Питере?
Тем не менее, в Картахене нам досталась красивая и достаточно просторная яхта, которую мало качает на якорных стоянках и в которой хорошо жить. У этой яхты и ее бывших владельцев, была необычайно тяжелая карма, которую мы были вынуждены изживать потом много лет.. Однако, я не знал тогда, что в эта карма приведет к тому, что мы будем постоянно жить под угрозой отъема яхты и что этом судне мне предстоит переделать почти все и сделать так много нового, что сейчас, я полагаю, что я построил эту яхту.. Я не знал, что мне, гуманитарию, имеющему очень приблизительное представление обо всем техническом, мечтающему продолжать заниматься музыкой, поэзией, философией, психологией и т.д. предстоит прочитать кучу книжек и изучить все узлы судна, а также своими руками переделать большинство из них. Мы не знали, что наша яхта очень плохо ходит на некоторых курсах, а также то, что для своего размера и назначения, она все-таки достаточно плохо и глупо спроектирована и это уже никак невозможно будет исправить. Все это можно и нужно было при соответствующей помощи и времени понять тогда, в 2006 году и, возможно, сделать иной выбор.. Но в этом-то и состоит – психологически – смысл любой проблемы: попавший в нее не видит иных решений, круг его сознания сужен, а при наличии личной силы и целеустремленности, такой человек будет склонен ломиться напролом и чудовищными усилиями решать ненужные проблемы. Так было с нами..
В ходе многолетнего ремонта / конструирования этой яхты почти все выполненные починки были сделаны не из дорогих морских материалов, а из тех, что оказались под рукой, и часто с нарушением технологии, понятия о которой я в то время не имел, поэтому что-то ранее сделанное, снова и снова ломалось. Я помню это незабываемое ощущение, если не зависти, то восторга перед другими приходящими на якорную стоянку яхтами: они готовы в любой момент поднять парус и продолжить путь!! Это казалось недостижимым идеалом. Годы шли и сотни таких яхт приходили и уходили а мы оставались на месте.
До сегодняшнего момента, мы ранее никогда не были в состоянии готовности к переходу: почти всегда на нашей яхте что-то было кардинально разобрано так, что о походе, длиннее, чем несколько миль, можно было и не помышлять. После любого из наших плаваний оставался огромный список поломок, которые надо было устранять, снова и снова отрывая собственное время жизни от желанного творчества.. При этом любые кардинальные починки были сопряжены с огромным стрессом: как бы чинимое не сломать.? Цена ошибки была невероятно большой, что держало в постоянном напряжении, а подчас и в ступоре и отчаянии..
Жалею ли я обо всем этом сейчас???
Нет – нет и – нет!! Всем, кто читает эти строки и помышляет повернуть свою жизнь к круизной жизни я скажу: те приобретения, которые мы сделали, сменив свою городскую жизнь на круизинг и кругосветное путешествие, стоят того! Даже для законченного гуманитария мир технических систем яхты оказывается вполне доступным и чрезвычайно интересным, и освоить этот мир – достойный вызов и весьма перспективное дело! В конечном счете, это крайне полезно, когда ты своими руками перебрал каждую из систем твоего судна и способен ее при необходимости починить, не говоря уже о том, что ты понимаешь принципы и механизмы работы этой системы! Было бы, конечно, полезно, как большинство, провести несколько лет в яхт-клубе, хлопоча над лодкой и получая обратною связь от старожил и экспертов.. Но с нами вышло по-другому. И пусть все же нам осталось еще очень много чего изучить о яхтах и их устройстве, но на сегодняшний момент, это случилось: все работает!!!
Мы потратили семь лет и неимоверное количество ресурсов и вот яхта оснащена и починена! Последний 500-мильный переход тоже не был полностью без поломок.. Но чинить надо только придуманный, сделанный и не испытанный после этого автопилот. А все остальное – работает! Яхта готова к переходам!
Я надеюсь, что никто из наших последователей не начнет круизинг такие причудливым и неправильным образом.. Но я хочу вселить уверенность: даже если у вас сначала нет достаточного количества денег, если ваши знания и умения о море, навигации и яхтах на нуле, если вас мучают страхи, сомнения и неуверенность – добывайте себе яхту и выходите в путь! Все придет! Это сделали мы – это сможете сделать и вы!! У вас все немного лучше: вы не начинаете свое Путешествие с личной жизненной катастрофы – предательства друзей, безденежья и угрозы конфискации дико дорогой собственности, а также позорной депортации из страны.. У вас есть время подумать, настроиться, почитать книги и посоветоваться с более опытными товарищами. У вас есть заметки с кругосветного маршрута, написанные нами и нашими коллегами. У вас, читая и эти и многие другие заметки, есть возможность узнать о самых принципиальных подводных камнях на пути – то, что не надо делать и куда не надо ходить!
Так в добрый Путь!!
Итак, мы на Галапагоссах! Последний день между островами мы прошли и на моторе, и на парусах. При почти боковом ветре наша скорость достигала рекордных 7 узлов. Я решил не рисковать ночным приходом и гнал вовсю. Погода сначала была ясная и спокойная – настоящий яхтинг обложки гламурных журналов.. Потом случился штиль и упал непросветный туман с мокрой водяной крошкой в воздухе. В дымке мы подошли к бухте Академия и пробравшись между множеством больших круизных судов, бросили якорь в лазурной воде в самом углу бухты, наиболее защищенном от волн. Сбылась мечта идиота!
Сразу приплыли котики и экзотические рыбки. Понасели красивые птички. Надо сказать, что бухта действительно открыта в океан и метровая волна даже при отсутствии ветра заходит внутрь, покачивая яхты. Мы свернули и спрятали паруса и спустили тузик, после чего уже в темноте, впервые в своей практике завели кормовой якорь, чтобы держать лодку носом к волне. Рядом болтаются три яхты и катамаран, с экипажами которых мы надеемся познакомиться. Агент Питер решил не подрываться в воскресенье и придет к нам завтра. Мы плюнем на отсутствие регистрации и прямо сейчас пойдем гулять. На канала 4А в согласованное время не слышно ничего.. надо искать другой канал и другое время связи. Крис сообщил, что два часа назад ушел с Сан Кристобаля и рулит уже прямо в Полинезию. А мы собираемся наслаждаться путешествием и пожинать плоды своих многолетних битв. Вот так!